А.Рандина. Мы из дома на Шкетана, 10. (Фрагменты из жизни семьи Муравьевых). Продолжение. 

    “... Я уже с осени 1935 года училась в педагогическом училище в соседнем Санчурске в 15 километрах от Сухоречья. Когда Коля и Ганя уехали к родителям, я осталась, чтобы доучиться. Год 1936-1937 был очень голодный. Хлеб был по карточкам, ночами стояли за ним в очереди. Мы, студенты - так нас называли, - стояли по очереди: кто спит, кто уроки учит, кто в очереди стоит”.

   В 1937 году в Рошаль уехали Косолаповы - старшая сестра Татьяна Семеновна, ее муж Леонид Титович, сын Иолик. Там, в Рошали, 23 февраля 1937 года, родился у Косолаповых второй ребенок - дочь Валентина.

   Семен Васильевич, глава семьи, работал на военном заводе. Аполлинария Васильевна работала на том же заводе на разных участках - в отделе снабжения, в пороховом цехе. Младшие дети учились в школе.

Агния Семеновна Семенова (Муравьева):

   “... Рошаль - это поселок городского типа. Были там две школы: одна - средняя, другая - семилетка. Кругом деревни. И мы жили на краю деревни. Все держали коров.

   Звали нас там все Марасановыми, потому что Марасановы - дядя Андрей и его сыновья - приехали первыми, а мы, их родня, позже. В доме типа барака, который выстроили для жилья, у нас была комната в 14 квадратных метров.

   Юля с Колей учились в средней школе, а мы с Ирой в семилетней. Я училась в шестом классе, а Ира - в первом. Я ее очень опекала, портфель домой она не носила. Она была очень маленькая, хорошенькая. После уроков я забирала ее домой, часто <она> заходила в мой класс, мальчики брали ее на руки, она не боялась.

   Учительница на общем собрании нашей маме сказала о нас как об очень дружных детях и похвалила семью за воспитание таких детей.

   Помню, мама пришла с собрания и Юле сделала замечание. Юлю-то учительница очень хвалила (она училась лучше всех), но не умела правильно поднимать руку. Нужно, чтобы локоть стоял на парте. А Юля тянет руку туда, куда учительница идет по классу - так хотела от-вечать...”

Зорина (Муравьева) Юлия Семеновна:

   “Я пошла в школу в городе Рошали в 1936 году, мне было 8 лет ... Здание школы большое-большое. Собрали всех первоклассников в столовой, все семь первых классов. Я училась в классе “Е”. Нас было 42 человека.

   Все первые и вторые классы размещались на первом этаже, там была и столовая.

   Первая учительница - Татьяна Ивановна. Потом она ушла на пенсию. Пришла Юлия Ивановна (или Алексеевна) Краснова, недавно закончившая педучилище.

   В первом или втором классе занимались художественной самодеятельностью - несколько девочек пели.

   Вышли перед темно-красным бархатным занавесом. Девочки то ли слов не знали, то ли пели неправильно, и я, застеснявшись, ушла за занавес и спряталась. Девочки тоже разбежались. Мама с концерта убежала, а потом ей попало. ... В пятом классе с удовольствием географией занималась, даже после уроков, одни, без учителя. В кабинете ботаники делали опыты, срезы деревьев... Эта школа была при заводе, при нем же было еще ФЗУ. В школе нас кормили горячими обедами, давали чай с булочкой. На еду выдавались талоны. Были у меня подружки - Валя Корнилова, Женя и Нина Петровы. В школе около учительской на стене висел стенд, а на нем ин-формация о том, какой класс имеет лучшую успеваемость. Наш 5е нико-гда не был на первом месте. С 1939 года мы с Ганей и Ирой учились в разных школах. Я часто ходила встречала Иру зимой из школы после уроков. С крылечка было видно их класс и Иру. Она сидела с Женькой Сажиным и задиралась. Я раз в окошко с крылечка все видела!.. В Рошали неподалеку было большое озеро, но нас туда не пус-кали. Была еще река, но за год перед войной по ней пропустили торф, и река стала грязная, коричневая.

   Жили мы в поселке, все друг друга знали. Лес рядом был, небольшой сосняк, но нас туда тоже не пускали.

   Однажды, до войны, в 1940 году, ездила я к Зое на Красную Горку. Что-то мы с ней рассорились. И я пошла одна до Черустей (и ведь далеко - 7 километров), а потом - на поезде до Рошали. Приехала я поездом, а следующим приехала Зоя, и мне попало. Очень сильно”.

   Николай Семенович Муравьев, как и все его сестры, ходил в школу. Учился он хорошо. Учителя говорили родителям, что он очень вежливый и скромный молодой человек. Однажды он случайно отодвинул стул у какой-то одноклассницы, а она села на пустое место и упала. Коля испугался больше, чем девочка, бросился ее поднимать и очень переживал, не ушиблась ли она.

   В 1938 году, после окончания педучилища Зоя Муравьева приехала в Рошаль. Устроилась работать учительницей начальных классов в Красногорскую начальную школу. Заведовал этой школой Ежов Василий Тимофеевич. В 1939 году Зоя Семеновна вышла за него замуж.

Зоя Семеновна Ежова (Муравьева):

   “... Первый раз я ездила в Москву в 1939 году. Смотрели метро. На каждой станции выходили - смотреть оформление зала. Это нас возили на экскурсию по метро... А чтобы что-то купить из мануфактуры (в то время готовых платьев не было), нужно было стоять всю ночь...”

Агния Семеновна Семенова (Муравьева):

   “... Родители работали на заводе. Мама - в цехе, где в мешочки набивали порох (операция для начинки снарядов). Папа - арматурщиком котлов в серно- кислотном производстве. Работа сменная по 6 часов. Мама также по сменам работала (3 смены в день). Какая у них была зарплата? Наверное, не очень большая, потому что жили мы очень скромно. Питались в основном молоком да белым хлебом. У нас была корова. В выходной день мама делала горячее молоко с конфетами-подушечками. Чтобы нас побаловать, нам покупали сласти-пряники и халву. В праздники мама пекла пироги и что-то еще готовила. Мы, дети, да и родители - все очень мало ели и были тонкие, но здоровые.

   Летом в каникулы ходили в лес (он был рядом) и на озеро. Загорали, купались. Был у нас огород, где растили овощи и картошку. И так прожили пять лет”.

   Вторая половина 30-х годов (1934-1940) отмечается в СССР установлением фактического безвластья органов официальной власти - Советов. Партия и другие институты политической системы постепенно превращаются в инструменты личной воли Сталина. ОГПУ-НКВД беспощадно подавляет всякую оппозицию, физически уничтожая противни-ков вождя. По стране идет широкая волна репрессий. Она связана с именем Ежова (к родне Зои Семеновны Ежовой (Муравьевой) отношения не имеет), который сменил Ягоду на посту начальника НКВД. По оценкам ряда исследователей цифра репрессированных в те годы составила около 5 млн. человек, из которых 800-900 тыс. было расстреляно.

   Стремление Сталина к абсолютной власти усугублялось его деспотизмом, жестокостью, мнительностью, подозрительностью. Его политика “большого террора” ускорила оформление в СССР тоталитарного режима. Сталин превратился в единоличного владыку Советского Союза.

   При этом партийно-государственному руководству удавалось поддержать трудовой энтузиазм значительной части советских людей, держать их в состоянии повышенной мобилизационной готовности. Ключевым фактором было тотальное идеологическое манипулирование, создававшее у людей чувство хозяина своей страны, вернее иллюзию этого чувства. Русский патриотизм, “подкрепленный” массовыми репрессиями, иллюзия чувства хозяина страны - все это побуждало население идти на материальные жертвы ради создания мощной индустриальной державы. К тому же многие рабочие (как Муравьевы) были выходцами из крестьянской среды, были трудолюбивы и совестливы. Людям даже в голову не приходило что-то требовать, что им государство чем-то обязано. 
Муравьев Семен Васильевич. Фотография с документа 1940 года. 
Семейная фотография Муравьевых. Сделана в 1939 г. (или в 1940 г.) в городе Рошали Московской 
области. В верхнем ряду (слева направо): Агния (сидит), Татьяна, Зинаида, Зоя, Николай. 
В нижнем ряду: Ирина, Аполлинария Васильевна, Юлия, Семен Васильевич.

   Просто работали на совесть и жили скромно.

   К началу 40-х годов в Советском Союзе продолжает поддерживаться культ Сталина как мудрого и всемогущего вождя, наследника Ленина и его идей.

   В 1938 году вышел в свет “Краткий курс истории ВКП(б) - своеобразный катехизис сталинизма. Необходимо было создать у людей почти религиозную веру в приближение коммунистического будущего, стимулировать массовый трудовой энтузиазм и при этом как-то объяснить и оправдать тяготы повседневной жизни, нехватку товаров повседневного спроса, перебои с продовольствием. Во всем оказывались виноваты ”вредители”, “враги народа”. К тому же удобно было под видом “врагов народа” устранять любую сталинскую оппозицию.

   Поскольку церковь была в большой опале, атеизм насильственно насаждался, вера в Бога у людей, особенно у молодых поколений, пропала. Но структура сознания, потребность в вере у человека не исчезла. Этот вакуум стремились заполнить верой в партию (т.е. в Сталина), в ее идеалы.

   Между тем зародившийся в Германии фашизм в 30-е годы набирает силу, и в 1933 году Национал-социалистическая рабочая партия во главе с Гитлером пришла к власти. В Германии формируется тоталитарный режим. Мощный террористический аппарат, фюрер во главе государства, безудержная милитаризация страны, высокий военно-промышленный уровень - вот Германия к началу 40-х годов.

   В международной атмосфере 30-х годов внешняя политика СССР прошла три этапа: до прихода нацистов к власти наблюдалась прогерманская ориентация. С 1933 до 1939 - ориентация на союз с Англией и Францией, попытка обеспечить коллективную безопасность. С 1939 по 1941 вновь проводилась прогерманская линия.

   Общественная система, сложившаяся в СССР, называлась социализмом. Социализмом ее можно назвать, поскольку в стране была упразнена частная собственность. Социализм был “государственный”, а не реальный, ведь обобществление было не настоящим, а иллюзорным: функции по распоряжению собственностью и политическая власть народу не принадлежали. Они осуществлялись партийно-государственным аппаратом и лично Сталиным. Объективно весь этот период (1920-40-е годы) был не строительством социализма, а форсированным рывком от аграрного общества к индустриальному. (История семьи Муравьевых в этом процессе очень характерна). По терминологии некоторых исследователей, систему в СССР к 40-м годам XX века можно определить как лево-тоталитарный режим.

   В 1939 году началась Вторая Мировая война.

   СССР и Германия заключили пакт о ненападении, и обе страны, каждая по-своему, готовилась к войне. Сталин ввел советские войска в Польшу. Была сделана попытка присоединить к СССР Финляндию, закончившаяся неудачей. В 1940 г., чтобы обеспечить более прочное положение границ со стороны Балтики, СССР оккупирует Эстонию, Латвию и Литву. Скорого нападения на страну в СССР не ждали.

   В это время семья Муравьевых живет в подмосковье, в Рошали.

   В семье Ежовых у Зои Семеновны и Василия Ефимовича родился сын Володя. Живут Ежовы в поселке Красная Горка московской области, где было около 15-18 домов для лесорубов. До станции Черусти Казанской железной дороги от Красной горки - 7 километров.

   Татьяна Семеновна и Леонид Титович Косолаповы с сыном Иоликом и дочерью Валей уехали в Марийскую республику, в поселок Тюмша.

   В 1940 Николай Семенович Муравьев, единственный сын Семена Васильевича и Аполлинарии Васильевны, заканчивал школу. Он был моложе своих одноклассников и, когда им всем пришли повестки из военкомата, Коля повестку не получил.

Николай Семенович Муравьев:

   “В апреле 1940 года всем парням из 10”а” и 10”б” класса прислали повестку о явке в военкомат на приписку. Мне повестки не было. Ждал больше месяца, а затем (по предложению родителей) я пошел в военкомат сам. Там оформили необходимые документы и сказали, чтоб ждал повестки на призыв. Мне было тогда 17 лет...”

   По действовавшему в то время закону об армейской службе призывник должен быть не моложе 18 лет. О том, что Николай, явившийся в военкомат с просьбой о призыве раньше положенного срока, является добровольцем ни в момент призыва, ни потом никто ему не сказал.

   Вернется он домой в двадцать четыре года, в 1946-м, ветераном Великой Отечественной. Прослужит он больше шести лет...

Николай Семенович Муравьев:

   “... В конце сентября или начале октября 1940 года группу призывников из города Рошаль военкомат направлял в Москву, на Красную Пресню. Там в каком-то солидном здании врачи осмотрели каждого из нас. Слушали сердце, заставляли несколько раз резко приседать и вставать... Затем нас, как и сотни других московских призывников, разместили в вагонах-теплушках, и состав из 10-12 вагонов поехал на Восток. Не менее двух недель мы двигались неизвестно куда. Иногда делали длительные остановки в больших городах, например в Омске. Все организованно сходили в баню. При этом нам всем было выдано чистое, новое белье и по кусочку мыла. Раза два-три ходили в столовые, но чаще продукты подавали в вагон.

   Почти сутки ехали вокруг великого Байкала. На одной из остановок стояли часа два-три, спускались к озеру, чтоб попить “святой воды”. Вокруг Байкала насчитали 53 или 54 туннеля.

   Прибыли мы в Забайкалье, в поселок Укурей, где размещалась пятидесятая авиабаза Забайкальского военного округа. Там разместили всех в бараках. Распределили нас - кого и чему учить. В нашем большом бараке разместились будущие связисты, в том числе курсанты-радисты.

   Обучение было очень интенсивное. В день проводили по несколько часов в радиоклассе, обучаясь приему и передаче азбуки Морзе. Курсант в наушниках, перед ним - телеграфный ключ. Раз в неделю рации на специальных автомашинах разъезжали по степи, и нужно было установить связь с другой рацией. Все это мне очень нравилось и давалось легко. Я считался у командиров передовым”.




Назад 
Далее           1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11   12   13   14   15   16   17   18   19   20   21   22   23   24   25   26   27   28   29   30   31  
Используются технологии uCoz