“... Я уже с осени 1935 года училась в педагогическом училище в соседнем Санчурске в 15 километрах от Сухоречья. Когда Коля и Ганя уехали к родителям, я осталась, чтобы доучиться. Год 1936-1937 был очень голодный. Хлеб был по карточкам, ночами стояли за ним в очереди. Мы, студенты - так нас называли, - стояли по очереди: кто спит, кто уроки учит, кто в очереди стоит”.
   В 1937 году в Рошаль уехали Косолаповы - старшая сестра Татьяна Семеновна, ее муж Леонид Титович, сын Иолик. Там, в Рошали, 23 февраля 1937 года, родился у Косолаповых второй ребенок - дочь Валентина.
   Семен Васильевич, глава семьи, работал на военном заводе. Аполлинария Васильевна работала на том же заводе на разных участках - в отделе снабжения, в пороховом цехе. Младшие дети учились в школе.
Агния Семеновна Семенова (Муравьева):
   “... Рошаль - это поселок городского типа. Были там две школы: одна - средняя, другая - семилетка. Кругом деревни. И мы жили на краю деревни. Все держали коров.
   Звали нас там все Марасановыми, потому что Марасановы - дядя Андрей и его сыновья - приехали первыми, а мы, их родня, позже. В доме типа барака, который выстроили для жилья, у нас была комната в 14 квадратных метров.
   Юля с Колей учились в средней школе, а мы с Ирой в семилетней. Я училась в шестом классе, а Ира - в первом. Я ее очень опекала, портфель домой она не носила. Она была очень маленькая, хорошенькая. После уроков я забирала ее домой, часто <она> заходила в мой класс, мальчики брали ее на руки, она не боялась.
   Учительница на общем собрании нашей маме сказала о нас как об очень дружных детях и похвалила семью за воспитание таких детей.
   Помню, мама пришла с собрания и Юле сделала замечание. Юлю-то учительница очень хвалила (она училась лучше всех), но не умела правильно поднимать руку. Нужно, чтобы локоть стоял на парте. А Юля тянет руку туда, куда учительница идет по классу - так хотела от-вечать...”
Зорина (Муравьева) Юлия Семеновна:
   “Я пошла в школу в городе Рошали в 1936 году, мне было 8 лет ... Здание школы большое-большое. Собрали всех первоклассников в столовой, все семь первых классов. Я училась в классе “Е”. Нас было 42 человека.
   Все первые и вторые классы размещались на первом этаже, там была и столовая.
   Первая учительница - Татьяна Ивановна. Потом она ушла на пенсию. Пришла Юлия Ивановна (или Алексеевна) Краснова, недавно закончившая педучилище.
   В первом или втором классе занимались художественной самодеятельностью - несколько девочек пели.
   Вышли перед темно-красным бархатным занавесом. Девочки то ли слов не знали, то ли пели неправильно, и я, застеснявшись, ушла за занавес и спряталась. Девочки тоже разбежались. Мама с концерта убежала, а потом ей попало. ... В пятом классе с удовольствием географией занималась, даже после уроков, одни, без учителя. В кабинете ботаники делали опыты, срезы деревьев... Эта школа была при заводе, при нем же было еще ФЗУ. В школе нас кормили горячими обедами, давали чай с булочкой. На еду выдавались талоны. Были у меня подружки - Валя Корнилова, Женя и Нина Петровы. В школе около учительской на стене висел стенд, а на нем ин-формация о том, какой класс имеет лучшую успеваемость. Наш 5е нико-гда не был на первом месте. С 1939 года мы с Ганей и Ирой учились в разных школах. Я часто ходила встречала Иру зимой из школы после уроков. С крылечка было видно их класс и Иру. Она сидела с Женькой Сажиным и задиралась. Я раз в окошко с крылечка все видела!.. В Рошали неподалеку было большое озеро, но нас туда не пус-кали. Была еще река, но за год перед войной по ней пропустили торф, и река стала грязная, коричневая.
   Жили мы в поселке, все друг друга знали. Лес рядом был, небольшой сосняк, но нас туда тоже не пускали.
   Однажды, до войны, в 1940 году, ездила я к Зое на Красную Горку. Что-то мы с ней рассорились. И я пошла одна до Черустей (и ведь далеко - 7 километров), а потом - на поезде до Рошали. Приехала я поездом, а следующим приехала Зоя, и мне попало. Очень сильно”.
   Николай Семенович Муравьев, как и все его сестры, ходил в школу. Учился он хорошо. Учителя говорили родителям, что он очень вежливый и скромный молодой человек. Однажды он случайно отодвинул стул у какой-то одноклассницы, а она села на пустое место и упала. Коля испугался больше, чем девочка, бросился ее поднимать и очень переживал, не ушиблась ли она.
   В 1938 году, после окончания педучилища Зоя Муравьева приехала в Рошаль. Устроилась работать учительницей начальных классов в Красногорскую начальную школу. Заведовал этой школой Ежов Василий Тимофеевич. В 1939 году Зоя Семеновна вышла за него замуж.
Зоя Семеновна Ежова (Муравьева):
   “... Первый раз я ездила в Москву в 1939 году. Смотрели метро. На каждой станции выходили - смотреть оформление зала. Это нас возили на экскурсию по метро... А чтобы что-то купить из мануфактуры (в то время готовых платьев не было), нужно было стоять всю ночь...”
Агния Семеновна Семенова (Муравьева):
   “... Родители работали на заводе. Мама - в цехе, где в мешочки набивали порох (операция для начинки снарядов). Папа - арматурщиком котлов в серно- кислотном производстве. Работа сменная по 6 часов. Мама также по сменам работала (3 смены в день). Какая у них была зарплата? Наверное, не очень большая, потому что жили мы очень скромно. Питались в основном молоком да белым хлебом. У нас была корова. В выходной день мама делала горячее молоко с конфетами-подушечками. Чтобы нас побаловать, нам покупали сласти-пряники и халву. В праздники мама пекла пироги и что-то еще готовила. Мы, дети, да и родители - все очень мало ели и были тонкие, но здоровые.
   Летом в каникулы ходили в лес (он был рядом) и на озеро. Загорали, купались. Был у нас огород, где растили овощи и картошку. И так прожили пять лет”.
   Вторая половина 30-х годов (1934-1940) отмечается в СССР установлением фактического безвластья органов официальной власти - Советов. Партия и другие институты политической системы постепенно превращаются в инструменты личной воли Сталина. ОГПУ-НКВД беспощадно подавляет всякую оппозицию, физически уничтожая противни-ков вождя. По стране идет широкая волна репрессий. Она связана с именем Ежова (к родне Зои Семеновны Ежовой (Муравьевой) отношения не имеет), который сменил Ягоду на посту начальника НКВД. По оценкам ряда исследователей цифра репрессированных в те годы составила около 5 млн. человек, из которых 800-900 тыс. было расстреляно.
   Стремление Сталина к абсолютной власти усугублялось его деспотизмом, жестокостью, мнительностью, подозрительностью. Его политика “большого террора” ускорила оформление в СССР тоталитарного режима. Сталин превратился в единоличного владыку Советского Союза.
   При этом партийно-государственному руководству удавалось
поддержать трудовой энтузиазм значительной части советских людей, держать их в состоянии
повышенной мобилизационной готовности. Ключевым фактором было тотальное идеологическое
манипулирование, создававшее у людей чувство хозяина своей страны, вернее иллюзию этого
чувства. Русский патриотизм, “подкрепленный” массовыми репрессиями, иллюзия чувства хозяина
страны - все это побуждало население идти на материальные жертвы ради создания мощной
индустриальной державы. К тому же многие рабочие (как Муравьевы) были выходцами из крестьянской
среды, были трудолюбивы и совестливы. Людям даже в голову не приходило что-то требовать, что
им государство чем-то обязано.
   Просто работали на совесть и жили скромно.    К началу 40-х годов в Советском Союзе продолжает
поддерживаться культ Сталина как мудрого и всемогущего вождя, наследника Ленина и его идей.    В 1938 году вышел в свет “Краткий курс истории ВКП(б) -
своеобразный катехизис сталинизма. Необходимо было создать у людей почти религиозную веру в
приближение коммунистического будущего, стимулировать массовый трудовой энтузиазм и при этом
как-то объяснить и оправдать тяготы повседневной жизни, нехватку товаров повседневного спроса,
перебои с продовольствием. Во всем оказывались виноваты ”вредители”, “враги народа”. К тому
же удобно было под видом “врагов народа” устранять любую сталинскую оппозицию.    Поскольку церковь была в большой опале, атеизм насильственно
насаждался, вера в Бога у людей, особенно у молодых поколений, пропала. Но структура сознания,
потребность в вере у человека не исчезла. Этот вакуум стремились заполнить верой в партию
(т.е. в Сталина), в ее идеалы.    Между тем зародившийся в Германии фашизм в 30-е годы набирает
силу, и в 1933 году Национал-социалистическая рабочая партия во главе с Гитлером пришла к власти.
В Германии формируется тоталитарный режим. Мощный террористический аппарат, фюрер во главе
государства, безудержная милитаризация страны, высокий военно-промышленный уровень - вот
Германия к началу 40-х годов.    В международной атмосфере 30-х годов внешняя политика СССР
прошла три этапа: до прихода нацистов к власти наблюдалась прогерманская ориентация. С 1933 до
1939 - ориентация на союз с Англией и Францией, попытка обеспечить коллективную безопасность.
С 1939 по 1941 вновь проводилась прогерманская линия.    Общественная система, сложившаяся в СССР, называлась
социализмом. Социализмом ее можно назвать, поскольку в стране была упразнена частная
собственность. Социализм был “государственный”, а не реальный, ведь обобществление было не
настоящим, а иллюзорным: функции по распоряжению собственностью и политическая власть народу
не принадлежали. Они осуществлялись партийно-государственным аппаратом и лично Сталиным.
Объективно весь этот период (1920-40-е годы) был не строительством социализма, а форсированным
рывком от аграрного общества к индустриальному. (История семьи Муравьевых в этом процессе очень
характерна). По терминологии некоторых исследователей, систему в СССР к 40-м годам XX века
можно определить как лево-тоталитарный режим.    В 1939 году началась Вторая Мировая война.    СССР и Германия заключили пакт о ненападении, и обе страны,
каждая по-своему, готовилась к войне. Сталин ввел советские войска в Польшу. Была сделана попытка
присоединить к СССР Финляндию, закончившаяся неудачей. В 1940 г., чтобы обеспечить более прочное
положение границ со стороны Балтики, СССР оккупирует Эстонию, Латвию и Литву. Скорого нападения
на страну в СССР не ждали.    В это время семья Муравьевых живет в подмосковье, в Рошали.    В семье Ежовых у Зои Семеновны и Василия Ефимовича родился сын
Володя. Живут Ежовы в поселке Красная Горка московской области, где было около 15-18 домов для
лесорубов. До станции Черусти Казанской железной дороги от Красной горки - 7 километров.    Татьяна Семеновна и Леонид Титович Косолаповы с сыном Иоликом
и дочерью Валей уехали в Марийскую республику, в поселок Тюмша.    В 1940 Николай Семенович Муравьев, единственный сын Семена
Васильевича и Аполлинарии Васильевны, заканчивал школу. Он был моложе своих одноклассников и,
когда им всем пришли повестки из военкомата, Коля повестку не получил. Николай Семенович Муравьев:    “В апреле 1940 года всем парням из 10”а” и 10”б” класса
прислали повестку о явке в военкомат на приписку. Мне повестки не было. Ждал больше месяца,
а затем (по предложению родителей) я пошел в военкомат сам. Там оформили необходимые документы
и сказали, чтоб ждал повестки на призыв. Мне было тогда 17 лет...”    По действовавшему в то время закону об армейской службе
призывник должен быть не моложе 18 лет. О том, что Николай, явившийся в военкомат с просьбой
о призыве раньше положенного срока, является добровольцем ни в момент призыва, ни потом никто
ему не сказал.    Вернется он домой в двадцать четыре года, в 1946-м, ветераном
Великой Отечественной. Прослужит он больше шести лет... Николай Семенович Муравьев:    “... В конце сентября или начале октября 1940 года группу
призывников из города Рошаль военкомат направлял в Москву, на Красную Пресню. Там в каком-то
солидном здании врачи осмотрели каждого из нас. Слушали сердце, заставляли несколько раз резко
приседать и вставать... Затем нас, как и сотни других московских призывников, разместили в
вагонах-теплушках, и состав из 10-12 вагонов поехал на Восток. Не менее двух недель мы двигались
неизвестно куда. Иногда делали длительные остановки в больших городах, например в Омске. Все
организованно сходили в баню. При этом нам всем было выдано чистое, новое белье и по кусочку
мыла. Раза два-три ходили в столовые, но чаще продукты подавали в вагон.    Почти сутки ехали вокруг великого Байкала. На одной из
остановок стояли часа два-три, спускались к озеру, чтоб попить “святой воды”. Вокруг Байкала
насчитали 53 или 54 туннеля.    Прибыли мы в Забайкалье, в поселок Укурей, где размещалась
пятидесятая авиабаза Забайкальского военного округа. Там разместили всех в бараках.
Распределили нас - кого и чему учить. В нашем большом бараке разместились будущие связисты, в
том числе курсанты-радисты.    Обучение было очень интенсивное. В день проводили по
несколько часов в радиоклассе, обучаясь приему и передаче азбуки Морзе. Курсант в наушниках,
перед ним - телеграфный ключ. Раз в неделю рации на специальных автомашинах разъезжали по степи,
и нужно было установить связь с другой рацией. Все это мне очень нравилось и давалось легко.
Я считался у командиров передовым”.
         
1  
2  
3  
4  
5  
6  
7  
8  
9  
10  
11  
12  
13  
14  
15  
16  
17  
18  
19  
20  
21  
22  
23  
24  
25  
26  
27  
28  
29  
30  
31